Неречевые психические процессы

I. Неречевые психические процессы

Развитие слухового внимания.

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

Развитие пространственной ориентировки.

Развитие ориентировки во времени.

Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).

Пособия и технологии по развитию высших психических функций.

Развитие мелкой моторики.

Пособия и технологии по развитию мелкой моторики. 


1. Развитие слухового внимания.

Звучащие игрушки: бубен, барабан, дудочка, погре мушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка.

Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука, плоды шиповника).

Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых дик тантов.

Картотека игр на развитие слухового внимания.

 

2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки - пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).

«Почтовый ящик»,  рамки Монтессори и другие игры-вкладыши.

Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, клоун.

«Чудесный мешочек».

Танграм, монгольская игра, занимательный треугольник, колумбово яйцо.

«Зашумленные» картинки.

Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Найди фрагменты картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».

Серия картинок для установления причинно-следственных зави симостей.

Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

Набор картинок «Нелепицы».

Наборы картинок для опосредованного запоминания.

Картотека игр на развитие высших психических функций.

 

3. Развитие пространственной ориентировки.

Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т.д.).

Картинки и фотографии с изображением предметов с различ ным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т.д.).

Игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т.д.).

Карточки с изображением лабиринтов.

Макет улицы с транспортом, движущимся в различных направ лениях.

Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в раз ных местах.

Карточки — символы пространственных предлогов.

Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.

Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по гори зонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу).

Картотека игр на пространственное ориентирование.

 

4. Развитие ориентировки во времени.

Картины-пейзажи разных времен года.

Расписание занятий по дням недели в картинках.

Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.

«Окно в природу» — настенное изображение природных явле ний, характерных для разных времен года.

Картинки для отработки понятий  «старше — младше».

 

Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).

Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности).

Набор частей предметов для конструирования целого (зритель ное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т.д.).

Парные картинки.

Муляжи овощей, фруктов.

Игрушечная посуда, мебель.

Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.

Счетные палочки для выкладывания фигур.

Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демон страционные и раздаточные).

Кубики 2-3 цветов для заданий типа «Найти закономерность».

Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной форм.

Дидактические игры  «Разложи от самого малень кого», «Какой предмет пройдет в ворота?», «Место рядом сво бодно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету».

Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов.

Картотека игр на развитие восприятия.

 

Пособия и технологии по развитию высших психических функций.

 Борякова Н. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 94г

 Безруких М. Учимся находить одинаковые фигуры. М., 2000г.

Береславский Л. Интеллектуальная мастерская. М., 2000г.

Гаврина С. Развиваем мышление. М., 2001г.

Гатанов Ю. Развиваю логику и сообразительность.С.-П., 2000г.

Гаврина С. Логика. М., 2000г.

Гатанова Н. Развиваю внимание. С.-П., 2000г.

Гатанова Н.. Развиваю память. С.-П., 2000г.

Гатанов Ю. Развиваю воображение. С.-П.,2000г.

Житникова Л.Учите детей запоминать. М., 1996г.

 Коноваленко С. Развитие познавательной деятельности у детей. М., 1998г.

 Матюгин И. Тактильная память. М., 1991г.

Матюгин И. Зрительная память. М., 1992г.

 Носкова Л. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок. М., 1999г.

 Пятьсот загадок для будущего первоклассника. М., 2000г.

 Развивающие игры. С.-П., 1998г.

Тихомирова Л. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996г.

Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. М., 2000г

Черемошкина Л. Развитие памяти детей. Ярославль, 1996г.

 

6. Развитие мелкой моторики.

Счеты.

Бусы.

Шнуровки.

Пуговицы.

Счетные палочки.

         Ручные эспан деры.

Мозаики.

Колечки.

Пира мидки.

Прищепки.

Фасоль, горох.

Косточки, шишки.

Шары, мячи.

Ленты и веревочки 

Трафареты

 Пластилин.

Пазлы.

Массажные щетки.

Мелкие игрушки.

Волчки.

Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук

Таблицы — иллюстрации этих упражнений.

Материалы  для развития графических навыков детей:

 

- Трафареты для штриховки (на все лексические темы)

- Трафареты – геометрические фигуры.

- Трафареты – буквы.

- Лекала разной конфигурации.

- Цветные мелки.

- Индивидуальные доски.

- Ручки, карандаши.

 

- Альбомы, тетради, раскраски.

 

 

Методическая  и развивающая литература  по развитию мелкой моторики.

 Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, Литур, 2001г.

Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.

Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.

Крупенчук О. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. С.-П., Литера, 2005г

Лопухина И. Логопедия. С.-П., Дельта, 1999г.

Левша в мире праворуких. Журнал «Дошкольное образование» №9, 1998г.

Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

Макарьев И. Если ваш ребенок левша. С.-П., «Мик», 1995г.

Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал  «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

Новоторцева Н. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль, Академия развития, 1998 г.

 Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.

Развитие тонких движений пальцев рук у детей с недоразвитием речи. Журнал  «Дошкольное воспитание» №8, 1990г.

Стань послушной рука. Вкладыш к газете  «Дошкольное образование» №16, 2003г.

Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал  «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.

Филиппова С. Шаг за шагом. Подготовимся к письму. М., 1997г.

Филиппова С. Подготовка дошкольников к обучению письму. Санкт-Петербург,

 

      1997 г.

 Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., Лань, 1996г.